Rose debug info
---------------

Стюардесса сажает самолет Эйрбас А320

Сохраняю запись из телеграм-канала.
21 ноября 2017, https://t.me/sergeykashin

Интересный видеоролик: стюардесса на симуляторе самолета Эйрбас А320 управляет посадкой с помощью голосовых подсказок опытного пилота:

Стюардесса молодец. А подсказки опытного пилота вызывают вопросы. С точки зрения погружения новичка в незнакомый интерфейс.

На 57 секунде пилот говорит:
— Кнопочка Элтитюд» (Altitude).
На самом деле это не кнопочка, а вращающаяся ручка. Несколько секунд потеряны. Хотя пилот знает, что это ручка, и дальше называет ее ручкой.

Дальше пилот подсказывает:
— Прочитайте на основном пилотажном дисплее»,
но стюардесса еще не знает, где он.

На 1:54 пилот говорит:
— Нажмите любую кнопку на Эф Эм Эс» (FMS).
Но стюардесса не знает, что такое FMS.

Уточняет,
— на Эф Эм Эс, который находится на центральном пульте.
Но что такое центральный пульт?

Дальше уточняет:
— Это флайт менеджмент систем, это компьютер самолетный.

Понятнее не стало.

Стюардесса переспрашивает:
— Это который внизу находится?
— это слева и справа на центральном пульте.

Стюардесса находит, и тут пилот дает следующую команду:
— Теперь вторую или третью кнопку нажмите слева.

Смотрите, какая ситуация: в кабине человек, который не знаком с пилотированием самолетов. Пилот, дающий подсказки, принимает решения. Человеку в кабине нужно только выполнять команды. Но тут пилот перекладывает решение на стюардессу: «вторую или третью кнопку». С точки зрения пилота, видимо, все равно: в данной ситуации подойдет любая кнопка. И пилот понимает, почему все равно. А стюардесса в кабине не понимает. Как человек в кабине должен выбрать, вторую или третью? Если все равно какую, лучше чтобы решение принимал знающий пилот, потому что это тоже решение.

На 3:26 пилот командует нажать кнопку DIR, но не подсказывает, что она, в отличие от предыдущей, находится не на экране, а внизу на кнопочной панели. Стюардесса задерживается на выполнении этой команды.

Далее там же, пилот дает команду:
— Напечатайте, юнифом майк.
— Просто печатаю?
— Просто печатайте, юнифом майк. И в левый верхний угол его.

Вот вы бы как это поняли? ?

Стюардесса, логично, начинает набирать на клавиатуре: uniform…
и переспрашивает:
— Это всё в одно слово печатается?
— Юнифом майк, две буквы всего лишь.
— Как две буквы?.. Я пишу слово юниформ…
— Нет! Ю, Эм.

Ну дальше разобрались, но…
Важно понимать состояние пользователя, вообще не знакомого со сложным интерфейсом.

Ну и дальше там сами посмотрите, как опытный пилот объясняет стюардессе, где находятся кнопки реверса, например, видос интересный до самого конца.

Пример наводит на мысли о том, как важно в сложной системе подсказывать новичку контекст и увеличивать глубину понимания пошагово.

Если нужны действия на центральном пульте, нужно сначала объяснить человеку, как найти центральный пульт. С чего, собственно, начинать. И обязательно убедиться, что человек правильно понял, а то мало ли что он там принял за центральный пульт. Нужна обратная связь. Если пилот разговаривает со стюардессой по радио, то в виде устного ответа на открытый вопрос. Типа, «Скажите, что вы видите на центральном пульте». В ответ пилот должен услышать, что стюардесса видит на пульте, и это что-то должно отличать именно этот пульт. Если стюардесса отвечает что-то общее типа «вижу экран и кнопки» — этого недостаточно, нужно уточнять.

Если нужно что-то сделать на рычагах управления двигателями, нужно сначала убедиться, что человек нашел именно эти рычаги. Снова задав открытый вопрос для обратной связи, что вы видите на рычагах. Где они находятся.

И тут интересно с терминологией. Ее тоже нужно вводить постепенно. Пилот говорит «праймари флайт дисплей», а  дисплеев-то много, попробуй не ошибись.

Поделиться
Отправить
Запинить