Любопытный ролик: подготовка ко взлету Миг-15
Несколько наблюдений на тему пользовательского взаимодействия.
Три параллельных системы:
— Самолет и его органы управления;
— Чек-лист: что нужно проверить перед взлетом;
— Пилот: знания, опыт, текущее физико-психическое состояние.
Самолет мог бы сам подсказывать, что проверить перед взлетом. Но процесс проверки приборов вынесен в отдельный материальный объект — чек-лист.
В процессе проверки чек-лист подключает пилота к процессу анализа. Человек проверяет пункты. Включается мозг. Человек помещается в контекст пилотирования.
Самолет: сложная электроника,
Чек-лист: лист бумаги.
Самолет: отдельные приборы, процесс управления не представлен в приборах, только отдельные функции.
Чек-лист: цельный процесс без приборов.
Самолет: сложно модифицируемая система, замкнутая.
Чек-лист: легко обновить, поменять, переделать.
Чек-лист сглаживает слабые места интерфейса. Какие-то органы управления нужно проверять по списку, потому что вживую на них сложно обратить внимание — не все приборы расположены на виду, и не все расположены идеально с точки зрения удобства доступа пилота.