О книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»
Книга Корнея Чуковского «От двух до пяти» впервые издана в 1928 году. Но до сих пор остается важной для тех кто занимается с детьми, пишет, редактирует, и вообще делает что-то для людей. Возраст книги — проверка качества временем.
Я думаю, что хорошие книги про детей помогают лучше понимать и взрослых. Например, почитайте «Настоящих мальчиков» Уильяма Поллока. http://www.ozon.ru/context/detail/id/28040769/
Книги про детей могут развлекать, но основной смысл не в развлечении. Это один из важных источников информации о людях вообще, о том почему мы такие, как мы развиваемся.
Взял почитать у Кати Дудовой и успел прочитать дважды. Катя, спасибо!
Выпишу несколько интересных моментов.
* * *
Дети учатся понимать слова и синтезировать самостоятельно. Интересно, что дети понимают сначала общие правила построения слов, и применяют эти правила без исключений. Получаются логично построенные слова, но взрослые так не говорят, взрослая речь сложнее. Дети наглядно показывают, как взрослые меняют собственные правила построения слов.
— Ах ты, стрекоза! — сказала мать своей трехлетней Ирине.
— Я не стрекоза, а я людь!
Мать сначала не поняла этой «люди», но потом случайно обнаружила, что за тысячу километров, на Урале, человек издавна называется «людью». Там так и говорят:
— Ты что за людь?
Даль приводит это слово как старинное (Толковый словарь, т. II, М. 1955, стр. 284).
Таким образом, ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков.
Взрослые умиляются, когда дети искажают слова, неправильно произносят, недоговаривают. Люди думают, что у детей такой юмор. Это представление неправильное — у детей это не юмор, а прогрессивный, поэтапный процесс познания и развития.
— Красная Шапочка скушала волка.
Фрагмент картинки Emiliano Ponzi, https://www.behance.net/emilianoponzi
Некоторые наблюдатели думают, что самая эта тяга к обратной координации вещей порождена в ребенке стремлением к юмору.
Мне кажется, что это не так.
Мне кажется, что остроумие здесь только побочный продукт, а первопричина этой тяги иная.
...
Я думаю, что в основе подобных причуд не юмористическое, а познавательное отношение к миру. Ибо давно уже стало общепринятой истиной, что именно посредством игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, нужных ему для ориентации в жизни.
Об этом написано множество книг, и с этим уже не принято спорить.
«Чтобы быть способным к цивилизации, человек должен пройти через детство, так как, не будь у него детства, посвященного забавам и играм, он навсегда остался бы дикарем».
В воспитании: хороший учитель меняет представления постепенно. Нельзя поменяться резко. Но менять представления нужно. Чуковский приводит примеры, что если ты видишь что-то неправильное, нельзя это так оставлять, нужно постепенно менять:
Но, восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребенок овладевает родным языком, не забываем ли мы, что мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Ребенок, например, сказал «отмухиваться», или «блистенький», или «журчей», или «елка обсвечкана», и пусть эти слова кажутся нам превосходными — вправе ли мы культивировать их в речи детей?
Конечно нет! Это было бы вопиющей нелепостью. Хотя никто не может отнять у нас права восхищаться словотворчеством ребенка, но мы нарушили бы элементарнейший педагогический принцип, если бы вздумали хвалить при ребенке то или иное из сочиненных им слов и попытались искусственно удержать это слово в его лексиконе. Как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребенка, мы, его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его обиходе то или иное из сочиненных им слов. Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку:
— Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»).
Нужно не хвалить за смешные неправильные слова, а поправлять.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы возможно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Нужно решительным образом осудить тех «чадолюбивых» родителей (к счастью, очень немногих), которые, гурмански смакуя причудливую лексику детей, для собственного развлечения нарочито консервируют в их речи всевозможные «сердитки» и «мокрессы» и тем самым тормозят ее развитие.
Во время игры не стоит забывать об уважении.
Иные матери, бабки и деды так восхищаются всяким словечком, какое придумает милый их сердцу ребенок, что даже забывают обидеться, когда тот этим словечком выказывает свое неуважение к ним.
Алена, пяти с половиною лет, стала как-то распекать своего деда:
— Что у тебя в голове? Сено?! А если мозги, так уж очень недодумчивые!
А дед, вместо того чтобы пристыдить грубиянку, стал громко восхвалять (в ее присутствии!) выдуманное ею словцо:
— Как выразительно, как метко: не-до-дум-чи-вые!
И тем доказал, что мозги у него и в самом деле обладают тем свойством, какое в них отметила Алена.
Еще неразумнее поступают родители, которые записывают детскую речь на глазах у ребенка, нисколько не заботясь о том, чтобы скрыть от него свои записи. Ребенок, заметив, что взрослые видят в нем чуть не оракула, теряет непосредственность и становится развязным ломакой с неисправимо испорченной психикой.
Продолжение следует.